Разделение труда в архитектурной деятельности

a73a3a537fae2b12eedbdbc20dd42c7aНесмотря на усилившуюся тенденцию разделения труда в архитектурной деятельности с середины XX в., крупнейшие мастера архитектуры включают изобразительное творчество в свою профессиональную деятельность в поисках образной концепции и принципов формообразования, как А. Аалто, или в качестве рабоче­го метода творчества, как П. Солери. Влияние форм, в том числе основной концепции формы одно­го из видов искусства на формообразующий процесс другого вида, прослеживается в истории культуры как закономерное явление художественного процесса. При общности мировоззренческой ос­новы и идейной близости искусств реальной предпосылкой фор­мообразующих влияний и аналогий у архитектуры, скульптуры, живописи и других пластических искусств и видов художествен­ной деятельности является общность трех основных категорий художественной формы, которыми все эти искусства оперируют: пространственной, пластической и цветовой. Каждой из этих трех визуальных художественных форм соответствует вид пластиче­ского искусства, для которого она служит основной формой. Так, пространство — основная форма и одновременно предмет архи­тектурного творчества, пластический объем — для скульптуры, цвет — для живописи. Однако, все три категории формы, взаимо­действуя между собой, имеют место в каждом из этих видов и связывают их в морфологическую общность класса пространст­венных или пластических искусств.

Взаимные формообразующие влияния различных пространст­венных видов фиксируются в содержательной художественной форме архитектуры, скульптуры, живописи и иных видов и могут быть выявлены, «считаны» только с нее. В связи с этим для иссле­дования формообразующих влияний принимается категориальный формальный анализ, абстрагированный в исследовательских це­лях от семантического аспекта и применяемый в сочетании со сравнительным анализом структурных особенностей формы раз­ных видов искусства единой художественной культуры. Традици­онность методики формального анализа, обогащенной категорией цвета, не является результатом развития в чистом виде классиче­ского формального метода, ибо все категории формы пространст­венных искусств — пространство, пластика, цвет, — связываются с их многоплановым историко-культурным осознанием. Тем не менее, категориальный формальный анализ формообразующих влияний пространственных искусств на архитектуру опирается на классиков аналитического искусствознания.