Ориентация углами по сторонам света

Ориентация углами по сторонам света не была исключением из правил, которое здесь можно было бы объяснить ориентацией раннего здания-субструкции под храмом: аналогично ориентированы буддийские храмы в Куве и в Ак Бешиме (второй). Строители буддийских храмов и монастырей в Центральной Азии не придерживались, как будто, фиксированной ориентации своих построек. Поэтому нельзя согласиться с неожиданным выводом исследователей о том, что второй храм на Красной речке был не буддийским, а манихейским, — выводом, сделанным на основе сомнительных и неверных предпосылок. К ним относятся малые размеры, отсутствие скульптуры (якобы свойственное манихейским храмам), иная ориентация (неясно, какая ориентация — не иная) и необъясненная аналогия с одним манихейским храмом, правда — более поздним. Этих доводов недостаточно, и любой из них может быть опровергнут; не может их поддержать и почти полная неизвестность в области культовой манихейской архитектуры. Сведения о других культовых постройках буддизма в Киргизстане доисламского времени отрывочны. Исследователи упоминают буддийские монастыри 8—9 вв. в городах Пакап (Новопокровское городище) и Джуль (Ключевское или Новопавловское городище). Последний, обнесенный стеной, был почти квадратным в плане — 67×68 м. В раскопанных помещениях здесь найдены обломки глиняных культовых изваяний и остатки настенных росписей, техникой и стилем схожие со скульптурно-живописным убранством храмов Средней Азии и Восточного Туркестана. Остатки буддийского монастыря у городища Новопокровское заключены в квадратном холме с размерами 120×120 м, ориентированном по сторонам света. Вход был на восточной стороне, из стен по углам и на осях северного и южного фасадов выступали башни, монастырский храм стоял у западной стены напротив входа. Археологические находки датируют монастырь 8 веком.