Утверждение архитектуры нового социалистического общества после Октябрьской революции в России во многом определялось полемикой со старым и привычным, стремлением противопоставить ему иное, иногда нарочитой противоположностью неких признаков заявляющее о своей новизне. Реальный материал для вспышки новых идей, для их становления давал мощный пласт культуры, сложившийся в предреволюционные десятилетия. Поиски конкретных форм основывались на структурных принципах, определившихся в этом слое.
При всей пестроте стилистических вариантов, архитектура предреволюционных лет разрабатывала два основных структурных принципа организации пространства: принцип суммирования равноценных ячеек и противостоящий ему принцип «здание-организм». Первый из них определился уже в середине XIX в. в типах сооружений, получивших массовое распространение, которое стало влиять на характер всей городской ткани — в доходном жилом доме и административном здании. Равные и независимые одна от другой ячейки доходного дома заменили в условиях энергичной урбанизации и растущей плотности застройки жилище как обособленный организм, продолжаемый своим участком и прямо связанный с городским коммуникациями. На основе обезличенных первичных ячеек складывалась и организация учреждений разраставшейся системы управления. Художественное осмысление принципа суммирования связывалось с преодолением норм классицизма, его акцентов на упорядочивающей роли симметрии, иерархическом соподчинении главных и второстепенных осей внутренней завершенности целого, заставляющей противопоставлять объект и фон, здание и его окружение.